Последний печатный пресс Вестминстера в пятнадцатом столетии принадлежал Джулиану Нотари, который начинал в Лондоне в 1496 г., а в 1498 г. переехал в Вестминстер. Деятельность этого печатника можно рассматривать в контексте деятельности Винкина де Ворда.
Первая книга была редакцией «Albertus de modis significandi», напечатанная аккуратным готическим шрифтом, но не содержащая в колофоне никакой информации помимо того, что была напечатана в Лондоне в месте St Thomas the Apostle's, вероятно поблизости от церкви с таким названием. Также присутствует марка печатника, содержащая три набора инициалов - I.N. для Джулиана Нотари, I.B. для Жана Барбье и I.H. для неидентифицируемого печатника, возможно Жана Хувина из Руана, который был вовлечен в производство книг для английского рынка.
В 1497 г. те же печатники выпустили редакцию «Horae ad usum Sarum» , очень аккуратно выполненную, с изящными рамками, обрамляющими страницы. Все, что осталось от книги — фрагмент четырех листов, по счастливой случайности содержащий колофон, указывающий, что книга была напечатана в St Thomas the Apostle's для Винкина де Ворда. Также присутствует штамп с тремя инициалами.
В 1498 г. появляется «Sarum Missal» , первая редакция, напечатанная в Англии, музыкальная часть которой содержит только нотный стан, но без самих нот. Задумывался ли изначально такой дизайн или печатники просто-напросто не имели нотных знаков в своих шрифтовых наборах, остается неясным.
Из колофона мы узнаем, что печатниками были Джулиан Нотари и Жан Барбье, в Вестминстере по заказу и за счет Винкина де Ворда. На последнем листе есть печать Кэкстона. Известно пять экземпляров этой книги, полный том — в университетской библиотеке.
Судя по всему, I.H. покинул фирму, печатники же использовали тот же штамп, просто срезали с него инициалы.
В 1499 г. Жан Барбье также исчезает, в изданиях «Liber Festivalis» и «Quattuor Sermones» , появившихся в том году, марка печатников была изменена снова. Все инициалы были срезаны и появилось одно имя — Julianus Notarii. Эта форма написания свидетельствует, что он не был нотариусом, как сначала все полагали, а был сыном одного из них.
В апреле 1500 г. Нотари печатает наиболее современную редакцию «Horse ad usum Sarum» , сохранился только фрагмент этой книги, содержащий 16 листов, но, к счастью, содержащий колофон. Издание было скопировано с другой редакции, напечатанной в Париже за год до этого, но парижская копия сгорела вместе с большей частью коллекции Оффора.
Колофон Horae в исполнении Нотари говорит нам, что книга напечатана на King Street в Вестминстере. Кинг стрит — короткая улица в конце Уайтхолла на прямой линии между Вестминстерским аббатством и Foreign Office, думается, во времена Нотари она простиралась от Вестминстера до Чаринг-Кросс. Льюис, в его биографии Кэкстона, писал, что типография Кэкстона была на Кинг стрит, но педпосылки для такого утверждения неясны.
Последние из книг Нотари, напечатанных в Вестминстере, это издание Чосера «Love and complaintes between Mars and Venus», с некоторыми другими текстами. Эта редкая маленькая книга побывала в коллекциях Фармера, герцога Рогсбурга, сэра Марка Мастермана, а теперь она в Бритвеле. Колофон гласит: «Это напечатано на Кинг стрит для меня, Джулиана Нотари» . Несмотря на слово «для», скорее всего книга была напечатана самим Джулианом Нотари. Она содержит две гравюры, зеркальные копии Кэкстоновских.
В какое время Джулиан Нотари покинул Вестминстер, сейчас невозможно установить, скорее всего, сразу же после Винкина де Ворда. Его следующая книга, датированная 1503 г. вышла , когда он переехал в Лондон. С его переездом с Кинг стрит в старый дом Пинсона около Темпл Бар, печатное дело в Вестминстере, в целом закончилось.
При написании статьи использованы материалы, которые E.Gordon Duff включил в свой лекционный курс «Thre Sandars Lectures», проводившийся с 1899 по 1904 годы. Издано в 2010 г. Cabmridge University Press.
Верстка книг Цены на верстку Печать книг Книжные переплеты Технические рекомендации к макетам Типографский шрифт История книгопечатания История энциклопедий Английские первопечатники Дизайн книг